Система образования Афулы: в чьих руках настоящее и будущее?

Система образования Афулы: в чьих руках настоящее и будущее?

  В  одной  хасидской  легенде  рассказывается о  приезде  в  небольшой  город  в  Галиции  знаменитого  мудреца  и  знатока  Торы.  О  нем  даже  говорили,  что  знает  он  абсолютно  все  и  видит  даже  то,  что  сокрыто  от  глаз.  Один  из  местных  сорванцов  усомнился  в  таких  способностях  раввина  и  решил  устроить  ему  проверку.  Он  поймал  бабочку  и    держал  ее  в  неплотно  зажатом  кулачке.  «Я  спрошу  раввина,  что  у  меня в  руке, - думал умник.  Вероятно,  он  догадается,  что  там – бабочка,  это  не  трудно.  Но  тогда  я  спрошу  его,  живая  это  бабочка  или  нет.  Если  он  скажет,  что  бабочка – мертвая,  я  раскрою  ладонь  и  все  увидят,  что  она  летает.  А  если  он  скажет,  что  живая – зажму  кулак.  И  когда  я  его  разожму,  все  увидят,  что  она  мертва.  В  любом  случае,  я  сумею  его  провести». Вместе с  друзьями дожидался мальчишка раввина у выхода из синагоги.  И как  только  тот показался – преградил ему дорогу.

 

– Ребе, можете ли Вы  сказать мне, что у меня в руке? – спросил сорванец.

 

– Бабочка  у тебя в руке, – спокойно  и без тени сомнения ответил раввин и хотел продолжить путь.

 

– Нет, ребе, скажите еще, живая это бабочка или мертвая, – и  он протянул вперед зажатый кулачок.

 

– В  твоей руке это, мальчик, в  твоей  руке… – покачал  головой раввин и вместе со своими почитателями вышел на улицу.

 

  А  вспомнил  я  эту  легенду  потому,  что  одна  из  наиболее  уязвимых  сторон  жизни  нашего  городаоказалась  сегодня  в  жестких  и  не  знающих  жалости  руках.  Речь  идет  об  образовании  наших  детей.

 

Странные  вещи  происходят  сегодня  в  Афуле. 

Город  растет.  Это  видно  невооруженным  глазом.  Разрастаются  новые  высотные   микрорайоны  вокруг  парка.  Вырос  обширный  район  вилл  на  западной  окраине  Афулы.  А  что  же  происходит  с  учебными  заведениями?  Пока что  их  только   закрывают.  А  новые  вырастают  далеко  не  всегда.

 

  Давайте  рассмотрим  ситуацию   поподробнее.  С чего  начинается  система  просвещения и  где  закладываются  основные  умения  и  навыки?  Куда  ребенок  впервые  выходит  на  свою  отдельную  от  семьи  дорожку?   Итак…

 

                              Дошкольное  образование

 

  В    городе  большинство  детских садов  переполнены.  А  это  значит,  что  на  двух  взрослых  там  набивают  35  малышей,  в  том  числе и  не достигших  3-х  летнего  возраста.   Нетрудно  себе  представить,  во  что  в  таких  условиях  превращается  так  называемое  просвещение  и  воспитание.  От  одних  децибелов,  связанных  со  столь  массовым  криком  и  плачем,  у  детей  не  только  снижаются  способности  слышать  и  воспринимать  речь  на  слух,  но  и  возможно  снижение  слуха  как  такового.  Я  уже  не  говорю о том,  в  каком  состоянии  находятся  работающие  там  взрослые.  А  какую  психическую травму  получает  ребенок, оказавшийся  в  таком детском  учреждении  впервые,  да еще – если  иврит для  него  не  совсем  родной  язык?    Всего  этого  просто  не  хочет  видеть  и  учитывать    наше  городское  руководство.

 

  В  горном  Гиват-Аморе,  например,   нерелигиозные   дет. садики   дозакрывали  до  того,  что остались  лишь по  два переполненных государственных   сада    -   в  районе  Ноф-Изреэль и  на  самой  вершине  холма.   А  что  же  делать    жителям  районов, расположенных ниже?  Одно  из   трех:   либо  проделывать  всяческие  манипуляции  с   пропиской  чтобы – наполовину незаконно – записать   своих  детей  в   и  без  того  переполненные   детсады   равнинной части  города, а  затем  иметь  сомнительное  удовольствие    ежедневно  возить  их  туда  и  обратно  на  автобусах, (потому  что,  как  правило,  речь  идет  о  людях  из  малоимущих  слоев).  Либо   они  могут  записывать  их  на  законных  основаниях  в   расположенные  наверху  религиозные  сады,  что  для  светских  семей  отнюдь  не  лучший  выход,  но  об  этом – в  другой  раз.   Либо  вообще  сидеть  с  ними  дома,  есть  и  такие  случаи. А  ведь  в  других  городах  и  поселках   нашей страны,  количество  детей  в дошкольных  учреждениях  стремятся  оптимизировать,  и  снижать  по  мере  возможности  до 30,  а  то  и  меньше.   Или  хотя  бы добавляют  в  такие  проблемные  переполненные  садики  дополнительного  работника,  от  муниципалитета.  У  нас,  в  Афуле – экономят. Экономят на людях.  И  находят  способ  обеспечить  детей  образованием  и  в  отдаленных  районах. Дальше – дети  становятся  старше, а   проблемы  образования  только  растут.

 

Начальные   школы

 

  Достаточно  сказать,   что  только  за  предыдущую  каденцию  была закрыта  государственная  школа в  районе  Гиват  Аморе – «Рамот»,   а  имеющиеся  здания  и  территория  были снова  переданы  ультра-ортодоксам.  В  результате:  в  этом  районе,  кроме  отдаленно  расположенной в  Ноф  Израэле школы  Бен-Цви,  не  осталось  ни  одной  начальной  школы  нерелигиозного  профиля.  А  ведь  у  религиозных  пока  нет  здесь  абсолютного  большинства.

 

  Жители  города  пытаются  выкручиваться.   Русскоязычные  жители Афулы   записывают  детей  в  религиозные  школы    в  Мигдаль-а-Эмеке  и  в  Нацрат-Илите.  Коренные  израильтяне  прописываются  у  знакомых  и  родственников,  чтобы  определить  своих  детей в  школы  мошавов  и  кибуцев.   Разве  это  нормально,  чтобы  каждое  утро  огромные  туристические  автобусы  увозили  наших,  в  том  числе  и  совершенно  светских  детей  учиться  в  другие  города?  А  ведь  это  происходит  не  от  хорошей  жизни.  Ведь  родители  ищут  для  своих  детей  лучшие  учебные  программы,  лучшую  дисциплину,  лучшее  воспитание.

 

  Но  самые  большие  проблемы,  оказываются  даже  не  здесь,  а  в  старшей  школе.

 

Средние  школы  и  гимназии

 

  Огромная  школа  со  средними  классами   «Брош»,  единственная  центрально  расположенная  в  Афуле,  была  закрыта  и  практически  снесена,  а  земли    переданы  под  жилищное  строительство.  В  результате  непонятных  для    не  коррумпированного  ума  перестановок   была  закрыта  гимназия «Кирьят-хинух» - и  город  остался  с  единственной  в  Афуле  средней школой,  дающей  аттестат  зрелости  для  нерелигиозных  школьников. Достаточно  ли  этого  для  города,  в  котором  уже  проживает  более  40  тысяч  жителей,  и  который  продолжает  стремительно  расти?  К  тому  же только  в  этой,  закрытой  ныне  гимназии  гуманитарно-одаренные   юноши  и  девушки  могли  углубленно  изучать  такие  предметы,  как  история  и  литература.  И  вообще  ориентироваться  на  гуманитарный  цикл.  Дети  с  такими  способностями  остались,  однако   возможность получения   такого  аттестата  для  них   закрыли. Закрыли дорогу к мечте, к будущему.

 

  Много  лет  существовало  сотрудничество  между  городом  Афулой  и  молодежной  деревней «Нир-ха-Эмек»,  спонсируемой  международной  женской  организацией  «ВИЦО».  И  у  жителей  города   все  эти  годы  была  альтернатива:  записать  детей  в  7-й  класс в  одну  из  двух  афульских  школ  или  в  «Нир-а-Эмек»,  находящуюся  в  пригородной  зоне.  После  приезда  Большой  Алии     так  случилось,  что  большинство  детей,  предпочитавших  эту  школу,  составляли  именно  «русские»  дети.  Причин  тому  было  несколько:  большая  территория  школы,  наличие  группы  продленного  дня,  кружки  по  интересам,   более  свободная    образовательная  политика,   возможность  продолжить  обучение  в  том  же  учреждении  вплоть  до  окончания  школы…  Но,  главное,  как  мне  кажется, это  лучшее  самоощущение  детей  и  родителей  в  этом  учебном  заведении. И  вот, по указанию мэра города и  с  одобрения  русскоязычных  членов   коалиции, господ  Юдиса  и  Крайзельбурда,  в  один  прекрасный,  а,  вернее,  ужасный  год  эту  практику  решили  прекратить.

 

  Но,  если  в  средних  классах  еще  можно  обеспечить  место каждому  ребенку  в  городских  школах, хотя бы   и  в  переполненных  классах,  то    в  гимназии  даже  этого  никто  им  гарантировать  не  может.  Там существует  отбор,  и  количество  учебных  мест уже  и  сегодня  заведомо  меньше  количества  желающих  поступить  в ОРТ,    единственную  на  сегодняшний  день  в  Афуле  нерелигиозную  школу,  дающую  полноценное  среднее  образование.

 

  В  чем    логика  такого  запрета?  А  логика  проста – на  каждого  городского  ученика  Министерство  образования  делает  определенные – и   довольно  щедрые – отчисления   в  городскую  казну.  Зачем  же  терять  чистоган?   К  сожалению,  это  единственное,  что  усматривают  в  данном  вопросе  те местные руководители, которые  решают  судьбы  образования.

 

  Бедные  родители  и  здесь  решили  пойти  привычным  путем – прописаться  вне  города,  чтобы  получить  разрешение  на  запись  в  желаемую  школу.  Не  тут-то  было!  Элькабец  и  его  "друзья"  решили,  как  в  темные  времена,  при  тоталитарном  режиме,  объявить  войну  «предателям» - и  семьям,   записавшим  детей  окольными  путями  в  «Нир-ха-Эмек»   было  отказано  в  записи  младших  детей  в  городские  детские  сады  и  начальные  классы.  Более  того,  были  наняты  специальные  детективы  и  адвокаты,  чтобы  проследить,   где  на  самом  деле  проживают  эти  семьи.  Сказать,  что  у  людей - и  у  детей,  и  у  взрослых - были  измотаны  нервы – это  почти  ничего  не  сказать… А  результат? 

 

  На  сегодняшний  день, благодаря активному вмешательству депутатов от оппозиции, большинство  детей «восставших» все-таки учатся в «Нир-а-Эмеке».  В этом году Элькабец  милостиво  согласился  выделить  квоту  учеников  для  направления  в  «Нир-ха-Эмек»,  чтобы  снять  напряжение  перед  выборами.  А  что  будет  после  выборов,  если  он  опять  победит? 

 

  Есть  в  городе  еще  одна  средняя  школа -  системы  «Амаль».  Это  профессионально-техническая школа,  где  ученики  наряду  с  частичным  «багрутом»  могут  получить  еще  и  реальную,  востребованную  профессию.  Так  вот,  сотрудники    этой  школы  теперь  всерьез   опасаются,   что   их  школу    тоже  готовят  к  закрытию,  потому  что последнее  время  туда  почему-то  перестали  направлять  учеников.  

 

                                 Высшее  образование

 

  Может  быть,  всего  вышесказанного недостаточно и  требуется  еще  какой-нибудь  убедительный  факт?  Пожалуйста!  В  дополнение ко всему   выясняется, что  единственный  в  городе  вуз – филиал  Открытого  Университета,  единственная  возможность  получить  академическую  степень  для  живущих  на  периферии  работающих,  а  зачастую  и  семейных  людей – и  тот  был  в  эту  каденцию  благополучно  задушен,  то  есть  закрыт.

 

  А  ведь  речь  идет  о    главном – о  просвещении  наших  детей  и  внуков, об  их  будущем, и  о  будущем  нашего  города в целом.  Думаю, что  среди  жителей города - и  старожилов,  и  новоприбывших,  есть  немало  таких,  кого  этот  вопрос  занимает  всерьез.    И  преданная  гласности  в  этой  статье  информация  заставит  их,  то  есть – нас,  задуматься.

 

  Если  вернуться  к  той  хасидской  притче,  с  которой  начат  наш рассказ, то  не  нужно  быть  всемирно  известным  мудрецом  и  знатоком  Торы,  чтобы  догадаться,  что  произойдет  с  живой  бабочкой    образования   наших  детей  и  внуков  в  Афуле.   Пойманное   и  зажатое  в  ненасытном   кулаке  нашего    руководства  в  лице  Элькабеца  и  иже  с  ним,  оно  неизбежно  будет  продолжать  деградировать.  И   если  мы  с  вами  не  осознаем,  что  пока  еще  у  нас  есть  альтернатива,   и   дело  находится в  наших  рукахи  не  сделаем  в  октябре   свой  единственно   правильный  выбор,  то  прогноз – увы! -  будет  самым  печальным…  А  пока    что выбор за  вами,  дорогие  мои  земляки.  То  есть – за  нами.

 

Залман Болеславский

Добавить отзыв
     
Заполните обязательное поле
Введите код с картинки
Необходимо согласие на обработку персональных данных